Сколько машин в России: виды автомобилей, статистика, количество авто на человека

Росстат о количестве легковых авто

К моменту распада Союза в Российской Федерации насчитывалось 9 417 тыс. легковушек в личной собственности граждан.

Рис. 1. «Легковушки» в Советской России, тыс. штук на конец года

К 2010 парк легковых автомобилей России состоял из 34 354 тыс. единиц, из которых 32 629 тыс. в личном владении граждан. Это соответственно в 3,5 и 3,4 раза больше, чем в 1991 году. К началу 2018 автопарк разросся еще на 36,5% (на 37,3% в личной собственности) и превысил уровень 1991 года в 4,8 раза.

Рис. 2. Легковушки в РФ, тыс. штук на конец года

Росстат публикует данные о транспортных средствах, которые зарегистрированы в структурных подразделениях МВД России.

Судить о структурном составе парка легковых автомобилей мы можем по данным, поставляемым другим источником – аналитическим агентством Автостат. Необходимо отметить, что они расходятся с официальными.

Статистика продаж

Кризис последних лет повлиял на уровни продаж автомобилей. Так, в 2020 году было продано 1 425 791 штук, а годом ранее – 1 601 527 единиц транспорта. Постепенное снижение продолжается начиная с 2012 года. Однако 2020 стал исключением, и совокупные продажи выросли до 1 млн 596 личных авто. Причиной могла стать относительная стабилизация ситуации в стране, в результате чего несколько снизились страхи россиян и сработал так называемый отложенный спрос.

сколько машин в россии

Чаще всего выбором населения становилась Lada. Существенно меньше продаж у Kia, Renault, Hyundai и Toyota. Однако популярность Kia Rio за последний год резко выросла.

Наименее покупаемыми в нашей стране оказались автомобили таких марок, как: Volvo, Porsche, Subaru, Land Rover, Audi и некоторые другие.

В 2020 году наибольший прирост продаж пришелся на «Ладу» (17 %). Наихудшие результаты по динамике у «Тойоты» (0 %). Однако продажи автомобилей премиум-класса, напротив, просели. Больше всего потеряли: Audi (18 %), УАЗ (15 %), Porsche (3–8 %).

Изменение числа легковушек, по данным аналитического агентства Автостат

На 1 января 2020 года автомобильный парк РФ состоял из 51,8 млн единиц техники. Среди них 43,5 млн – легковые машины. За последние десять лет их число выросло на 36,8%.

Практически каждый третий автомобиль из их числа – это «Лада», а самая популярная модель – ВАЗ-2107.

Среди лидеров российского автопарка:

  • LADA – 14 млн;
  • Toyota – 3,8 млн;
  • Nissan – 2,07 млн;
  • Hyundai – 2,05 млн;
  • KIA – 1,9 млн;
  • Renault – 1,8 млн;
  • Chevrolet – 1,66 млн;
  • Volkswagen – 1,61 млн;
  • Ford – 1,39 млн;
  • Mitsubishi – 1,17 млн.

Модели других брендов не добрались до отметки в 1 млн.

Структура парка легковых автомобилей на начало 2020 года

В РФ насчитывается 43 526 тыс. легковых авто. Больше половины из них – иностранных марок.

Модели иностранных брендов

В российском автопарке около 27 млн иностранных марок. Среди них больше всего моделей японских брендов (9,8 млн шт., или 22,5%), корейских (4,9 млн шт., или 11,3%) и немецких марок (4,5 млн шт., или 9,2%).

Таблица 1. Доля наиболее распространенных иномарок

Автомобили брендов В % к итогу
Японских 22,5
Корейских 11,3
Немецких 9,2
Американских 7,5
Французских 5,3
Чешских 1,9
Китайских 1,4

Источник: Автостат

Что касается конкретных моделей, лидерство принадлежит:

  1. KIA Rio (752 тыс. шт.).
  2. Hyundai Solaris (739,2 тыс. шт.).
  3. Ford Focus (737,2 тыс. шт.).
  4. Toyota Corolla (697,3 тыс. шт.).
  5. Renault Logan (670,9 тыс. шт.).
  6. Chevrolet Niva (613,6 тыс. шт.).
  7. Volkswagen Polo (464,3 тыс. шт.).
  8. Toyota Camry (424,6 тыс. шт.).
  9. Daewoo Nexia (422 тыс. шт.).
  10. Skoda Octavia (394,5 тыс. шт.).

Интересно! Все о страховании КАСКО

Региональный разрез

Аналитическое агентство «АВТОСТ» зафиксировало на территории РФ на 1 января 2020 года 43 526 тыс. легковых автомобилей.

Таблица 2. ТОП-20 регионов с максимальным парком легковых авто

№ п/п Регион России Кол-во, тысяч
1 Москва 3687
2 Московская область 2711
3 Краснодарский край 1852
4 Санкт-Петербург 1747
5 Ростовская область 1320
6 Свердловская область 1316
7 Республика Татарстан 1246
8 Республика Башкортостан 1229
9 Челябинская область 1096
10 Самарская область 1042
11 Нижегородская область 941
12 Красноярский край 879
13 Приморский край 842
14 Новосибирская область 812
15 Ставропольский край 791
16 Воронежская область 770
17 Саратовская область 739
18 Иркутская область 734
19 Волгоградская область 709
20 Кемеровская область 672

На эти двадцать регионов приходится 57,7% всех легковых авто в РФ. На парки оставшихся регионов остается менее 19 млн легковушек. В регионах первой тройки – Москва, область и Краснодарский край – 19% российского парка.

Рис. 5. Доля региональных парков легковых автомобилей на 01.01.2019 года, в процентах

Грузовой разбор

Спрогнозированное ОАО «АСМ-Холдинг» обязательство производства грузовых автомобилей и LCV на 2020 год в 160 тыс. (+3,4%) оказался ещё ниже. Производство сократилось на 0,9% и составило 155,3 тыс. вместе с шасси для спецтехники (51 тыс., +1,7%) и седельными тягачами (12 тыс., –25,6%). LCV включая микроавтобусы выпущено 118,5 тыс. (–5,3%). Отечественные производители выпустили 127,2 тыс. грузовиков, лишь немногим ниже (–0,2%), чем в 2020 году. Выпуск грузовых иномарок российского производства за 2020 год сократился на 4%, до 28,1 тыс.

 <b>Колебания продаж новых грузовых автомобилей на рынке РФ в 2014–2019 гг. по классам</b><br /> » width=»671″ height=»301″ /></p> <p>Продажи на внутреннем рынке среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков (MCV+HCV) за 12 месяцев 2020 года по данным ООО «Автостат Инфо» составили 78,8 тыс. (–2,3%), а по LCV (категории N1 и M2, т.е. включая микроавтобусы) – снизились на 1,9%, до 104,2 тыс. Суммарно рынок грузовиков в 2020 году составил 183 тыс. (–2,1%). Из них на долю отечественных марок пришлось 113,8 тыс. (+2,3%), на долю иномарок – 69,2 тыс. (–8,7%). Реальная рецессия экономики, в том числе из-за снижения среднегодовых цен на природный газ и нефть, совпала с завершением нацпроекта по Крымскому мосту. В 2020 году намечено строительство скоростной трассы М-12 «Москва–Казань», реконструкция трасс М-7 и М-5 и завершение ЦКАД. Рост утилизационного сбора (играющего роль заградительного барьера для импорта), несколько подстегнуло спрос на LCV и грузовики с автобусами на рубеже 2019–2020 года. Но рецессия мировой экономики, связанной с пандемией коронавируса COVID-19, не придаёт оптимизма.<br /> Производство и отгрузка грузовых автомобилей в РФ в 2018–2019 г. </p> <table> <tr> <td rowspan=Предприятие-изготовитель

Прогнозы

Финансовый университет при правительстве РФ провел исследования в 78 роосийских городах, численность населения которых превышает 250 тыс. человек. Изучались потребительские настроения на авторынке страны.

Востребованы будут прежде всего новые автомобили. Доля тех, кто выразил намерение в ближайшие месяцы нового 2020 года совершить подобную покупку, наиболее высока в 24-х городах:

Таблица 3. Города, где востребованы новые авто

Отгрузка Производство
2019 г. 2018 г. 2019 к 2020 г., % 2019 г. отгрузки/ произ-ва,%
Автомобильный 56 330 59 641 94,4 56 340 99,98
АЗ «УРАЛ» 7 373 5 991 123,1 7 436 99,2
Саранский завод автосамосвалов 1 060 883 120,0 1 061 99,9
КАМАЗ 35 411 36 759 96,3 35 280 100,4
Даймлер КАМАЗ РУС 4 171 5 862 71,2 3 620 115,2
УАЗ 24 866 21 491 115,7 24 429 101,8
Исузу-РУС 3 802 4 056 93,7 3 728 102,0
Автодом 170 201 84,6 170 100,0
Форд Соллерс Елабуга 10 643 9 597 110,9 10 735 99,1
Брянский автомобильный завод 140 180 77,8 163 85,9
Автотор (Hyundai, Tata, Ford) 1 305 1 162 112,3 1 790 72,9
Вольво ВОСТОК 5 506 5 509 99,9 5 242 105,0
ПСМА РУС: 1 353 1 672 80,9 1 311 103,2
МЗ ТОНАР 15 41 36,6 11 136,4
ИВЕКО-АМТ 479 647 74,0 476 100,6
ПСА ВИС-АВТО 3 459 3 236 106,9 3 506 98,7
СКАНИЯ-ПИТЕР и МАН ТРАК ЭНД БАС Продакшн РУС 851 781 109,0 851 100,0
Предприятие Рязанской обл. 20 34 58,8 20 100,0
КАТЕРПИЛЛАР, Тосно 71 154 46,1 80 88,8
Комацу Мэнуфэкчуринг РУС 89 84 106,0 89 100,0
НПК «Уралвагонзавод» 2 1 200,0 1 200,0
Подземтрансмаш (БелАЗ) 3 3 100,0
БЕЦЕМА 688 716 96,1 691 99,6
Вышневолоцкий МАШЗАВОД (МЕТРОВАГОНМАШ) 2 5 40,0 2 100,0
ЗТО КАМЕЯ 6 382 1,6 6 100,0
СПЕКТР АВТО 427 461 92,6 427 100,0
ЧАЙКА-НН 317 393 80,7 317 100,0
РИАТ 399 393 101,5 355 112,4
Грузовые автомобили на отечественных шасси (повторный счёт), всего 2 899 3 233 89,7
ИТОГО (без повторного счёта) 156 059 157 099 99,3 155 281 100,5
Белгород Калуга Пенза Севастополь
Брянск Красноярск Петрозаводск Сочи, Краснодар
Воронеж Мурманск Подольск Сургут
Екатеринбург Москва Рязань Тверь
Казань Нижневартовск Самара Тольятти
Калининград Новороссийск Санкт-Петербург Тюмень

Выяснили эксперты также, жители каких городов рассчитывют на автокредиты:

Таблица 4. Города, где востребованы автокредиты

Балашиха Иркутск Магнитогорск Сургут
Волгоград Казань Набережные Челны Тольятти
Екатеринбург Краснодар Оренбург Томск
Воронеж Красноярск Пермь Тюмень
Ижевск Курган Ростов-на-Дону Уфа
Самара Сочи Челябинск Чита
Якутск

О новинках российского автопрома в видеосюжете:

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

По состоянию на 1 июля 2020 года на территории Российской Федерации насчитывается 42 млн 945,6 тыс. легковых автомобилей.

Такие данные приводит аналитическое агентство “АВТОСТАТ”. Больше всего их сосредоточено в Москве и Московской области – в этих регионах число автомобилей, поставленных на учет в ГИБДД, составило 3 млн 731,8 тыс. шт. и 2 млн 665 тыс. шт. соответственно, что в сумме составляет почти 15% от общероссийского парка.

Сколько авто было поставлено на учет в 2016 году?

Автомобилизация государства, хоть и замедленными темпами из-за санкций и кризисных явлений, в начале 2020 г. продолжилась. На каждую тысячу россиян приходилось 283 зарегистрированные машины, что на 11 больше, чем год назад. Лидерами по обеспеченности автомобилями стали Приморье и Камчатский край, что было обусловлено ввозом через Дальний Восток японских иномарок с пробегом. Наблюдался спад реэкспорта, когда жители соседних государств покупали авто в России (курс рубля делал такие покупки выгодными для тех, кто откладывал на машину в долларах), однако регистрировали на территории своих стран. По данным Госавтоинспекции на конец февраля 2020 г. рост количества зарегистрированных авто составлял 1,5% по сравнению с тем же периодом 2020 г. Показатели официального ресурса ГИБДД свидетельствуют, что за 10 лет автопарк России вырос примерно на 65%. Статистика по типам зарегистрированных ТС представлена в таблице 1.

Тип транспортного средства Доля, % Количество машин
Легковые авто 83,6 41,08
Легкая коммерческая техника 8,04 3,95
Грузовики 7,51 3,69
Автобусы 0,79 0,39
Всего 100 49,11

Глава пресс-отдела аналитического агентства «Автостат» А. Тимерханов отмечал, что обеспеченность автотранспортом в РФ гораздо ниже, чем в европейских государствах, США. Однако, по словам эксперта, показатели растут с каждым годом, несмотря на отрицательную рыночную динамику кризисного периода. Средний возраст легковой автомашины — 12,5 лет, однако более трети парка машин уже перешагнули 15-летний рубеж. Около 58% легковых авто иностранного производства, а 20% парка состоит из внедорожников, кроссоверов. Данные о регистрации легковых и грузовых авто по некоторым регионам России представлены в таблице 2.

Регион Легковые авто, млн. Грузовые авто, тыс.
Москва 3,799 177
Московская область 2,536 144,8
Краснодарский край 1,677 135
Ростовская область 1,236 111,2
Республика Татарстан 1,188 105,4

Популярные модели

ТОП-10 моделей у россиян также практически не изменился:

Таблица 33

2017: За первые 5 месяцев 2017-го российская подержанная «четырка» разошлась тиражом 60,5 тысяч экземпляров. На 5 тысяч меньше – «семерка». Следом идет Фокус с показателем 50 тысяч штук. Также россияне купили 46,5 тысяч «десяток» и 40 тысяч Приор. Королла только на шестом месте, Солярис – на девятом. Рио замыкает десятку.

2018: В этом году россияне уже перепродали 57,8 тысяч ВАЗ-2114. На 6 тысяч меньше – Фокусов. Следующее место в рейтинге у ВАЗ-2107 с показателем почти 50 тысяч штук. Далее с разницей в 31 экземпляр идут ВАЗ-2110 и ВАЗ-2170. Опять шестое место у Короллы, Солярис поднялся на восьмое.

Таблица 4

Резюмируем. Идет спад по перепродажам ВАЗа в целом, меньшей популярностью пользуется в этом году и неизменный лидер рейтинга – «четырнадцатая». Та же тенденция наблюдается у остальных российских моделей. А вот продажи иномарок растут! Небольшие подвижки у Короллы и Фокуса, зато удивляет Солярис и Рио – за год показатель вырос на 7 тысяч экземпляров. Потому в рейтинге по моделям российский автопром выигрывает только количеством моделей.

Сколько ТС было зарегистрировано в 2017 году?

Показатели 2020 г. демонстрировали рост автопарка России и повышение покупательской способности граждан. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса за первое полугодие 2020 г. было продано около 849 тыс. легковых авто и коммерческой техники, что на 8,5% превышало показатели того же периода 2020 г. На 1000 человек в столице приходилось 400 авто, о чем свидетельствуют статистические данные ГИБДД. Это самые высокие показатели автомобилизации по регионам РФ. По итогам 2020 г. количество зарегистрированных транспортных средств выросло почти на полтора процента по сравнению с 2020 г. Данные по типам автотранспорта представлены в таблице 3.

Тип транспортного средства Доля, % Количество машин
Легковые авто 79 44,1
Мотоциклы 3,6 2
Грузовики 10,7 6
Автобусы 0,56 1
Всего 100 56

Лидером по обеспеченности ТС оказалась столица и Московская область, где на январь 2020 г. было зарегистрировано более 6 млн. единиц техники. Такие показатели превышают данные 2020 г. на 300 000 шт. Статистика по регистрации легковых, грузовых авто и автобусов в некоторых регионах России представлена в таблице 4.

Регионы Легковые авто, млн. Грузовые авто, тыс. Автобусы, тыс.
Москва 3,75 171 19,7
Московская область 2,59 149,3 14,6
Краснодарский край 1,72 137,3 16
Ростовская область 1,26 112,2 12,2
Республика Татарстан 1,2 107,2 13,2

Среди легковых авто около 59% иномарок, а средний возраст автомобиля превышает 12,5 лет. При этом 1/3 часть всех легковых машин старше 15 лет. Еще старше грузовики, средний возраст которых почти достиг 20 лет, а 2/3 машин старше 15 лет. Юрлицам принадлежит 53% грузового автопарка России. Средний возраст российских автобусов — 15,5 лет, при этом почти половина — старше 15 лет. 72% всего автобусного парка зарегистрирована на юридических лиц. Автобусы-иномарки не превышают и трети от общего количества единиц техники, при этом экологическим требованиям уровня Евро-4 соответствует всего 15%.

Динамика автомобилизации по годам

В России наблюдается быстрый рост числа машин, начиная с 1970 года. Тогда на тысячу жителей приходилось всего 5,5 авто. Рост числа личных автомобилей происходил даже в кризисные 90-е. К 2016 году показатель достиг 285 машин на 1000 чел.

Однако ситуация в Москве несколько отличается от тенденций в других регионах и в целом по стране. Максимум автомобилизации здесь отмечен в 2014 году. Тогда число транспортных единиц на душу населения составляло 311. Однако к 2020 году эта цифра снизилась до 308 автомобилей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: