Росстат о количестве легковых авто
К моменту распада Союза в Российской Федерации насчитывалось 9 417 тыс. легковушек в личной собственности граждан.
Рис. 1. «Легковушки» в Советской России, тыс. штук на конец года
К 2010 парк легковых автомобилей России состоял из 34 354 тыс. единиц, из которых 32 629 тыс. в личном владении граждан. Это соответственно в 3,5 и 3,4 раза больше, чем в 1991 году. К началу 2018 автопарк разросся еще на 36,5% (на 37,3% в личной собственности) и превысил уровень 1991 года в 4,8 раза.
Рис. 2. Легковушки в РФ, тыс. штук на конец года
Росстат публикует данные о транспортных средствах, которые зарегистрированы в структурных подразделениях МВД России.
Судить о структурном составе парка легковых автомобилей мы можем по данным, поставляемым другим источником – аналитическим агентством Автостат. Необходимо отметить, что они расходятся с официальными.
Статистика продаж
Кризис последних лет повлиял на уровни продаж автомобилей. Так, в 2020 году было продано 1 425 791 штук, а годом ранее – 1 601 527 единиц транспорта. Постепенное снижение продолжается начиная с 2012 года. Однако 2020 стал исключением, и совокупные продажи выросли до 1 млн 596 личных авто. Причиной могла стать относительная стабилизация ситуации в стране, в результате чего несколько снизились страхи россиян и сработал так называемый отложенный спрос.
Чаще всего выбором населения становилась Lada. Существенно меньше продаж у Kia, Renault, Hyundai и Toyota. Однако популярность Kia Rio за последний год резко выросла.
Наименее покупаемыми в нашей стране оказались автомобили таких марок, как: Volvo, Porsche, Subaru, Land Rover, Audi и некоторые другие.
В 2020 году наибольший прирост продаж пришелся на «Ладу» (17 %). Наихудшие результаты по динамике у «Тойоты» (0 %). Однако продажи автомобилей премиум-класса, напротив, просели. Больше всего потеряли: Audi (18 %), УАЗ (15 %), Porsche (3–8 %).
Изменение числа легковушек, по данным аналитического агентства Автостат
На 1 января 2020 года автомобильный парк РФ состоял из 51,8 млн единиц техники. Среди них 43,5 млн – легковые машины. За последние десять лет их число выросло на 36,8%.
Практически каждый третий автомобиль из их числа – это «Лада», а самая популярная модель – ВАЗ-2107.
Среди лидеров российского автопарка:
- LADA – 14 млн;
- Toyota – 3,8 млн;
- Nissan – 2,07 млн;
- Hyundai – 2,05 млн;
- KIA – 1,9 млн;
- Renault – 1,8 млн;
- Chevrolet – 1,66 млн;
- Volkswagen – 1,61 млн;
- Ford – 1,39 млн;
- Mitsubishi – 1,17 млн.
Модели других брендов не добрались до отметки в 1 млн.
Структура парка легковых автомобилей на начало 2020 года
В РФ насчитывается 43 526 тыс. легковых авто. Больше половины из них – иностранных марок.
Модели иностранных брендов
В российском автопарке около 27 млн иностранных марок. Среди них больше всего моделей японских брендов (9,8 млн шт., или 22,5%), корейских (4,9 млн шт., или 11,3%) и немецких марок (4,5 млн шт., или 9,2%).
Таблица 1. Доля наиболее распространенных иномарок
Автомобили брендов | В % к итогу |
Японских | 22,5 |
Корейских | 11,3 |
Немецких | 9,2 |
Американских | 7,5 |
Французских | 5,3 |
Чешских | 1,9 |
Китайских | 1,4 |
Источник: Автостат
Что касается конкретных моделей, лидерство принадлежит:
- KIA Rio (752 тыс. шт.).
- Hyundai Solaris (739,2 тыс. шт.).
- Ford Focus (737,2 тыс. шт.).
- Toyota Corolla (697,3 тыс. шт.).
- Renault Logan (670,9 тыс. шт.).
- Chevrolet Niva (613,6 тыс. шт.).
- Volkswagen Polo (464,3 тыс. шт.).
- Toyota Camry (424,6 тыс. шт.).
- Daewoo Nexia (422 тыс. шт.).
- Skoda Octavia (394,5 тыс. шт.).
Интересно! Все о страховании КАСКО
Региональный разрез
Аналитическое агентство «АВТОСТ» зафиксировало на территории РФ на 1 января 2020 года 43 526 тыс. легковых автомобилей.
Таблица 2. ТОП-20 регионов с максимальным парком легковых авто
№ п/п | Регион России | Кол-во, тысяч |
1 | Москва | 3687 |
2 | Московская область | 2711 |
3 | Краснодарский край | 1852 |
4 | Санкт-Петербург | 1747 |
5 | Ростовская область | 1320 |
6 | Свердловская область | 1316 |
7 | Республика Татарстан | 1246 |
8 | Республика Башкортостан | 1229 |
9 | Челябинская область | 1096 |
10 | Самарская область | 1042 |
11 | Нижегородская область | 941 |
12 | Красноярский край | 879 |
13 | Приморский край | 842 |
14 | Новосибирская область | 812 |
15 | Ставропольский край | 791 |
16 | Воронежская область | 770 |
17 | Саратовская область | 739 |
18 | Иркутская область | 734 |
19 | Волгоградская область | 709 |
20 | Кемеровская область | 672 |
На эти двадцать регионов приходится 57,7% всех легковых авто в РФ. На парки оставшихся регионов остается менее 19 млн легковушек. В регионах первой тройки – Москва, область и Краснодарский край – 19% российского парка.
Рис. 5. Доля региональных парков легковых автомобилей на 01.01.2019 года, в процентах
Грузовой разбор
Спрогнозированное ОАО «АСМ-Холдинг» обязательство производства грузовых автомобилей и LCV на 2020 год в 160 тыс. (+3,4%) оказался ещё ниже. Производство сократилось на 0,9% и составило 155,3 тыс. вместе с шасси для спецтехники (51 тыс., +1,7%) и седельными тягачами (12 тыс., –25,6%). LCV включая микроавтобусы выпущено 118,5 тыс. (–5,3%). Отечественные производители выпустили 127,2 тыс. грузовиков, лишь немногим ниже (–0,2%), чем в 2020 году. Выпуск грузовых иномарок российского производства за 2020 год сократился на 4%, до 28,1 тыс.
Прогнозы
Финансовый университет при правительстве РФ провел исследования в 78 роосийских городах, численность населения которых превышает 250 тыс. человек. Изучались потребительские настроения на авторынке страны.
Востребованы будут прежде всего новые автомобили. Доля тех, кто выразил намерение в ближайшие месяцы нового 2020 года совершить подобную покупку, наиболее высока в 24-х городах:
Таблица 3. Города, где востребованы новые авто
Отгрузка | Производство | ||||
2019 г. | 2018 г. | 2019 к 2020 г., % | 2019 г. | отгрузки/ произ-ва,% | |
Автомобильный | 56 330 | 59 641 | 94,4 | 56 340 | 99,98 |
АЗ «УРАЛ» | 7 373 | 5 991 | 123,1 | 7 436 | 99,2 |
Саранский завод автосамосвалов | 1 060 | 883 | 120,0 | 1 061 | 99,9 |
КАМАЗ | 35 411 | 36 759 | 96,3 | 35 280 | 100,4 |
Даймлер КАМАЗ РУС | 4 171 | 5 862 | 71,2 | 3 620 | 115,2 |
УАЗ | 24 866 | 21 491 | 115,7 | 24 429 | 101,8 |
Исузу-РУС | 3 802 | 4 056 | 93,7 | 3 728 | 102,0 |
Автодом | 170 | 201 | 84,6 | 170 | 100,0 |
Форд Соллерс Елабуга | 10 643 | 9 597 | 110,9 | 10 735 | 99,1 |
Брянский автомобильный завод | 140 | 180 | 77,8 | 163 | 85,9 |
Автотор (Hyundai, Tata, Ford) | 1 305 | 1 162 | 112,3 | 1 790 | 72,9 |
Вольво ВОСТОК | 5 506 | 5 509 | 99,9 | 5 242 | 105,0 |
ПСМА РУС: | 1 353 | 1 672 | 80,9 | 1 311 | 103,2 |
МЗ ТОНАР | 15 | 41 | 36,6 | 11 | 136,4 |
ИВЕКО-АМТ | 479 | 647 | 74,0 | 476 | 100,6 |
ПСА ВИС-АВТО | 3 459 | 3 236 | 106,9 | 3 506 | 98,7 |
СКАНИЯ-ПИТЕР и МАН ТРАК ЭНД БАС Продакшн РУС | 851 | 781 | 109,0 | 851 | 100,0 |
Предприятие Рязанской обл. | 20 | 34 | 58,8 | 20 | 100,0 |
КАТЕРПИЛЛАР, Тосно | 71 | 154 | 46,1 | 80 | 88,8 |
Комацу Мэнуфэкчуринг РУС | 89 | 84 | 106,0 | 89 | 100,0 |
НПК «Уралвагонзавод» | 2 | 1 | 200,0 | 1 | 200,0 |
Подземтрансмаш (БелАЗ) | 3 | – | – | 3 | 100,0 |
БЕЦЕМА | 688 | 716 | 96,1 | 691 | 99,6 |
Вышневолоцкий МАШЗАВОД (МЕТРОВАГОНМАШ) | 2 | 5 | 40,0 | 2 | 100,0 |
ЗТО КАМЕЯ | 6 | 382 | 1,6 | 6 | 100,0 |
СПЕКТР АВТО | 427 | 461 | 92,6 | 427 | 100,0 |
ЧАЙКА-НН | 317 | 393 | 80,7 | 317 | 100,0 |
РИАТ | 399 | 393 | 101,5 | 355 | 112,4 |
Грузовые автомобили на отечественных шасси (повторный счёт), всего | 2 899 | 3 233 | 89,7 | – | – |
ИТОГО (без повторного счёта) | 156 059 | 157 099 | 99,3 | 155 281 | 100,5 |
Белгород | Калуга | Пенза | Севастополь |
Брянск | Красноярск | Петрозаводск | Сочи, Краснодар |
Воронеж | Мурманск | Подольск | Сургут |
Екатеринбург | Москва | Рязань | Тверь |
Казань | Нижневартовск | Самара | Тольятти |
Калининград | Новороссийск | Санкт-Петербург | Тюмень |
Выяснили эксперты также, жители каких городов рассчитывют на автокредиты:
Таблица 4. Города, где востребованы автокредиты
Балашиха | Иркутск | Магнитогорск | Сургут |
Волгоград | Казань | Набережные Челны | Тольятти |
Екатеринбург | Краснодар | Оренбург | Томск |
Воронеж | Красноярск | Пермь | Тюмень |
Ижевск | Курган | Ростов-на-Дону | Уфа |
Самара | Сочи | Челябинск | Чита |
Якутск |
О новинках российского автопрома в видеосюжете:
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:
По состоянию на 1 июля 2020 года на территории Российской Федерации насчитывается 42 млн 945,6 тыс. легковых автомобилей.
Такие данные приводит аналитическое агентство “АВТОСТАТ”. Больше всего их сосредоточено в Москве и Московской области – в этих регионах число автомобилей, поставленных на учет в ГИБДД, составило 3 млн 731,8 тыс. шт. и 2 млн 665 тыс. шт. соответственно, что в сумме составляет почти 15% от общероссийского парка.
Сколько авто было поставлено на учет в 2016 году?
Автомобилизация государства, хоть и замедленными темпами из-за санкций и кризисных явлений, в начале 2020 г. продолжилась. На каждую тысячу россиян приходилось 283 зарегистрированные машины, что на 11 больше, чем год назад. Лидерами по обеспеченности автомобилями стали Приморье и Камчатский край, что было обусловлено ввозом через Дальний Восток японских иномарок с пробегом. Наблюдался спад реэкспорта, когда жители соседних государств покупали авто в России (курс рубля делал такие покупки выгодными для тех, кто откладывал на машину в долларах), однако регистрировали на территории своих стран. По данным Госавтоинспекции на конец февраля 2020 г. рост количества зарегистрированных авто составлял 1,5% по сравнению с тем же периодом 2020 г. Показатели официального ресурса ГИБДД свидетельствуют, что за 10 лет автопарк России вырос примерно на 65%. Статистика по типам зарегистрированных ТС представлена в таблице 1.
Тип транспортного средства | Доля, % | Количество машин |
Легковые авто | 83,6 | 41,08 |
Легкая коммерческая техника | 8,04 | 3,95 |
Грузовики | 7,51 | 3,69 |
Автобусы | 0,79 | 0,39 |
Всего | 100 | 49,11 |
Глава пресс-отдела аналитического агентства «Автостат» А. Тимерханов отмечал, что обеспеченность автотранспортом в РФ гораздо ниже, чем в европейских государствах, США. Однако, по словам эксперта, показатели растут с каждым годом, несмотря на отрицательную рыночную динамику кризисного периода. Средний возраст легковой автомашины — 12,5 лет, однако более трети парка машин уже перешагнули 15-летний рубеж. Около 58% легковых авто иностранного производства, а 20% парка состоит из внедорожников, кроссоверов. Данные о регистрации легковых и грузовых авто по некоторым регионам России представлены в таблице 2.
Регион | Легковые авто, млн. | Грузовые авто, тыс. |
Москва | 3,799 | 177 |
Московская область | 2,536 | 144,8 |
Краснодарский край | 1,677 | 135 |
Ростовская область | 1,236 | 111,2 |
Республика Татарстан | 1,188 | 105,4 |
Популярные модели
ТОП-10 моделей у россиян также практически не изменился:
2017: За первые 5 месяцев 2017-го российская подержанная «четырка» разошлась тиражом 60,5 тысяч экземпляров. На 5 тысяч меньше – «семерка». Следом идет Фокус с показателем 50 тысяч штук. Также россияне купили 46,5 тысяч «десяток» и 40 тысяч Приор. Королла только на шестом месте, Солярис – на девятом. Рио замыкает десятку.
2018: В этом году россияне уже перепродали 57,8 тысяч ВАЗ-2114. На 6 тысяч меньше – Фокусов. Следующее место в рейтинге у ВАЗ-2107 с показателем почти 50 тысяч штук. Далее с разницей в 31 экземпляр идут ВАЗ-2110 и ВАЗ-2170. Опять шестое место у Короллы, Солярис поднялся на восьмое.
Резюмируем. Идет спад по перепродажам ВАЗа в целом, меньшей популярностью пользуется в этом году и неизменный лидер рейтинга – «четырнадцатая». Та же тенденция наблюдается у остальных российских моделей. А вот продажи иномарок растут! Небольшие подвижки у Короллы и Фокуса, зато удивляет Солярис и Рио – за год показатель вырос на 7 тысяч экземпляров. Потому в рейтинге по моделям российский автопром выигрывает только количеством моделей.
Сколько ТС было зарегистрировано в 2017 году?
Показатели 2020 г. демонстрировали рост автопарка России и повышение покупательской способности граждан. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса за первое полугодие 2020 г. было продано около 849 тыс. легковых авто и коммерческой техники, что на 8,5% превышало показатели того же периода 2020 г. На 1000 человек в столице приходилось 400 авто, о чем свидетельствуют статистические данные ГИБДД. Это самые высокие показатели автомобилизации по регионам РФ. По итогам 2020 г. количество зарегистрированных транспортных средств выросло почти на полтора процента по сравнению с 2020 г. Данные по типам автотранспорта представлены в таблице 3.
Тип транспортного средства | Доля, % | Количество машин |
Легковые авто | 79 | 44,1 |
Мотоциклы | 3,6 | 2 |
Грузовики | 10,7 | 6 |
Автобусы | 0,56 | 1 |
Всего | 100 | 56 |
Лидером по обеспеченности ТС оказалась столица и Московская область, где на январь 2020 г. было зарегистрировано более 6 млн. единиц техники. Такие показатели превышают данные 2020 г. на 300 000 шт. Статистика по регистрации легковых, грузовых авто и автобусов в некоторых регионах России представлена в таблице 4.
Регионы | Легковые авто, млн. | Грузовые авто, тыс. | Автобусы, тыс. |
Москва | 3,75 | 171 | 19,7 |
Московская область | 2,59 | 149,3 | 14,6 |
Краснодарский край | 1,72 | 137,3 | 16 |
Ростовская область | 1,26 | 112,2 | 12,2 |
Республика Татарстан | 1,2 | 107,2 | 13,2 |
Среди легковых авто около 59% иномарок, а средний возраст автомобиля превышает 12,5 лет. При этом 1/3 часть всех легковых машин старше 15 лет. Еще старше грузовики, средний возраст которых почти достиг 20 лет, а 2/3 машин старше 15 лет. Юрлицам принадлежит 53% грузового автопарка России. Средний возраст российских автобусов — 15,5 лет, при этом почти половина — старше 15 лет. 72% всего автобусного парка зарегистрирована на юридических лиц. Автобусы-иномарки не превышают и трети от общего количества единиц техники, при этом экологическим требованиям уровня Евро-4 соответствует всего 15%.
Динамика автомобилизации по годам
В России наблюдается быстрый рост числа машин, начиная с 1970 года. Тогда на тысячу жителей приходилось всего 5,5 авто. Рост числа личных автомобилей происходил даже в кризисные 90-е. К 2016 году показатель достиг 285 машин на 1000 чел.
Однако ситуация в Москве несколько отличается от тенденций в других регионах и в целом по стране. Максимум автомобилизации здесь отмечен в 2014 году. Тогда число транспортных единиц на душу населения составляло 311. Однако к 2020 году эта цифра снизилась до 308 автомобилей.