Снятие и замена стартера ваз 2108, 2109, 21099 своими руками

Стартер 2108, устройство и назначение

Крепежный винт защитного колпака (1), защитный колпак (2), стопорное полукольцо (3), крепежная гайка задней крышки (4), задняя крышка (5), пружины щеток (6), направляющие щеток (внешняя часть) (7), щетки (8), статор (9), якорь (10), рычаг привода (11), привод (12), ограничительное кольцо (13), стопорное кольцо (14), ось рычага привода (15), крепежные винты тягового реле (16), передняя крышка (17), уплотнительное кольцо крышки (пластмассовое) (18), стяжные шпильки (19), резиновая заглушка (20), сердечник тягового реле (21), возвратная пружина (22), кольцо уплотнения тягового реле (23), тяговое реле (24), уплотнительная шайба (25), регулировочные шайбы (26).

Стартер является устройством, которое предназначено для преобразования электрической энергии в механическую с целью запуска мотора. По сути, стартер является электромотором постоянного тока.

Стартер ВАЗ 2108, признаки неисправности

Существует ряд признаков неисправности стартера на автомобиле ВАЗ 2108:

  1. Стартер не крутит мотор. Во время поворота ключа зажигания якорь не вращается, а втягивающее реле не срабатывает. После запуска силового агрегата стартер не отключается. Данные симптомы, как правило, свидетельствуют о выходе из строя обмотки тягового реле.

  2. Стартер медленно крутит мотор. Во время включения стартера коленчатый вал медленно проворачивается. Чаще всего, это указывает на неисправность щеток стартера, коллектора, статора либо обмотки якоря.
  3. Стартер работает, однако коленчатый вал не вращается. В данном случае, скорее всего, проблема с бендиксом стартера.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов

Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер

Почему часто ломается стартер 2108

Стартер являет собой мотор кратковременного действия. Когда он находится в исправном состоянии, а аккумуляторная батарея выдает качественный ток, пуск устройства длится несколько секунд. Нельзя, чтобы он долго функционировал, поэтому водителям, которые любят «погонять» стартер, необходимо отказаться от такой привычки и применять его лишь так, как советуют производители.

Как свидетельствует практика, ремонт и замена стартера на ВАЗ 2108 зачастую требуется в тех случаях, когда автовладелец сильно перегружает его или запускает при слабом аккумуляторе. Помимо этого, выход стартера из строя может быть связан с теми либо другими проблемами, которые обусловлены неисправностями силового агрегата автомобиля.

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел

Особенности

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.


Схема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Что отрицательно влияет на работоспособность стартера

Как правило, проблемы со стартером возникают в зимнее время. При отрицательных температурах ему приходится испытывать крайне высокие нагрузки. Если устройство старое, оно просто отказывается функционировать, что неудивительно, ведь оно воспринимает большую токовую нагрузку, которая равна 450 амперам. Данная величина тока обуславливает отдельные распространенные поломки стартера, куда относится подгорание контактов на реле описываемого устройства. В данном случае идет речь об оплавлении проводов, которые подсоединяются к мотору статора и «плюсу» аккумуляторной батареи.

Почему подгорают контакты, как исправить

Невозможно избежать подгорания контактов при эксплуатации автомобиля, поскольку через силовые цепи постоянно проходит большой по своей величине ток. Соответственно, остается только один выход — отремонтировать реле по указанной ниже схеме, осуществить зачистку контактов, тем самым восстановив работоспособность стартера.

Как прозвонить стартер, что указывает на необходимость замены стартера

Схема осуществления данного мероприятия очень простая, необходимо поставить стартер обмотками вверх, т. е. на торец, после чего производим такие действия: один конец провода присоединяем на болты механизма, второй — на плюсовую клемму, затем запускаем устройство.

Если механизм после запуска не крутит вообще либо крутит плохо, смело принимайтесь за его ремонт. Но, если устройство работает нормально, значит нет потребности его разбирать, скорее всего, причина плохого пуска заключается в другом компоненте транспортного средства.

Кроме того, нелишним будет проверить реле механизма. В данной ситуации схема проверки элементарная:

  1. Прикладываем «минус» к корпусу реле.
  2. Подаем 12-вольтное напряжение на вывод.
  3. К контактным болтам подключаем омметр.

Если на болтах-контактах появились искры, а муфта движется в отверстие, значит реле исправно. Отсутствие же указанных явлений и скачков напряжения на устройстве будут свидетельствовать о том, что необходимо заменить реле, поскольку стартер не крутит из-за него.

Как проверить стратер?

Для того чтобы проверить обмотки понадобится прибор мультиметр.

  1. Поставьте деталь на торец, выводами обмоток направьте вверх;
  2. Один щуп прибора нужно приложить к плюсовой клемме, другой на болты стартера;
  3. Проверяем, крутит стартер или нет;
  4. Если крутит плохо, значит, не ;
  5. Если стартер работает хорошо, нужно проверить реле;
  6. Чтобы проверить реле, пропустите напряжение в 12 В на вывод, минус приложите к корпусу;
  7. Если омметр не показывает скачков напряжения на шкале, значит, реле нуждается в ремонте или замене. Разбирать реле ВАЗ 2108 нужно только в том случае, если ему требуется ремонт.

Проверьте поверхность коллектора и якорь, очистите их от загрязнений смоченной в спирте тряпочкой. Не нужно для этой цели использовать ацетон или другие сильные растворители. Сердечник и обойму тоже нужно протереть насухо и обработать небольшим количеством силиконовой смазки.

Стартер 2108, как его заменить, пошаговая инструкция

  1. В первую очередь отсоединяем от стартера клеммы.

  2. Далее откручиваем гайку с реле и демонтируем колодку проводов.

  3. Затем демонтируем защиту картера мотора.

  4. Теперь снизу откручиваем гайки крепления стартера.

  5. Далее откручиваем верхнюю крепежную гайку стартера.

  6. Аккуратно вынимаем стартер наружу.

  7. Новый стартер монтируем в обратном порядке.

Как разобрать стартер ВАЗ 2108, как произвести замену щеток, втулок, якоря

Чтобы разобрать стартер, делаем следующее:

  1. С помощью ключа на «10» откручиваем две гайки шпилек.
  2. Вместе с якорем достаем требуемое нам устройство.
  3. С вала якоря убираем главную шестерню.

  4. С помощью фигурной отвертки откручиваем два винта с задней крышки.
  5. Снимаем крышку.
  6. Вынимаем щетки и достаем якорь из статора.
  7. С якоря снимаем специальную регулировочную шайбу и опору вала.

Теперь разбираем шестерни привода и сам привод, после чего отделяем от рычага опору для получения доступа ко всем внутренним деталям стартера (обмотка якоря, щетки и щеткодержатель, втулки и так далее). На элементах механизма не должно быть следов обугливания, а работоспособный коллектор и обмотки всегда должны быть чистыми без различных загрязнений.

При потребности меняем втулки. При наличии небольших царапин на коллекторе, обрабатываем их мелкой «наждачкой». Если якорь обгорел или сильно износился, меняем его на новый. Если подшипники шейки вала имеют задиры или наволакивания, обрабатываем их «наждачкой» с мелким зерном. Что касается щеток, то при их износе необходимо заменить их вместе со щеткодержателем. Стоит отметить, что их износ виден сразу. После всех ремонтных мероприятий осуществляем сборку стартера.

Диагностика

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

Теперь обо всем поочередно.

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.


Щетки
Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.


Бендикс или обгонная муфта

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: