Проверка распредвалов после снятия в Nissan Qashqai. HR16DE

Распредвал ВАЗ 2109 является одной из основных деталей узла двигателя, поэтому очень важно поддерживать его работоспособность. Задача распредвала заключается в том, чтобы обеспечивать правильную последовательность срабатывания клапанов во время цикла образования горючей смеси. Эта деталь крайне редко становится причиной поломок в девятке, но все же изредка приходится проверять ее состояние. Рассмотрим, как правильно разобрать узел и добраться до распредвала, а также, что следует делать, если возникли проблемы с этой деталью.

Устанавливаем агрегат

Конструкция узла двигателя

Замена распредвала на ВАЗ 2109 требуется крайне редко в силу того, что это одна из самых крепких деталей в конструкции. Сам по себе распределительный вал — это изделие из цельного металла с набором кулачков, поэтому большинство нагрузок ему не страшны.

Однако при определенных условиях вал может получить механические повреждения либо деформации. Чаще всего это столкновения и аварии, реже — перегрузки. В таких случаях его понадобится просто заменить на новый вместе с другими поврежденными деталями.

Вместе с распредвалом нередко проверяют еще 2 детали: сальник и шестеренку. Сальник — резинометаллическая манжета, которая защищает вал от попадания на него посторонних жидкостей, влаги и грязи. Если он поврежден либо деформирован, это приведет к некорректной работе распредвала.

Шестеренка связана при помощи цепной передачи с коленвалом, что обеспечивает взаимную работу 2-х механизмов. Она также может быть повреждена, что вызовет сбои в работе двигателя.

Изредка проблемой становится постель, в которой размещена деталь. Если туда попадает жидкость, грязь, пыль, масло, то это может повлиять на работоспособность распредвала.

Эксплуатация и ремонт распредвалов

Распределительный вал— деталь достаточно надежная, которая «проходит» как минимум, до первого серьезного ремонта двигателя. В случае, если у вас классическая модель двигателя без гидрокомпенсаторов, через каждые 10-15 тысяч километров необходимо контролировать зазоры распредвала с рокерами, выполнять их настройку. Во всех типах двигателей следует контролировать натяжку ремня или цепи ГРМ. Подобные узлы имеют ограниченный ресурс работы. Со временем цепи могут растягиваться и задевать в работе блок двигателя.

Неисправности распредвалов

Распредвалы, как и все «трущиеся» детали, подвергаются механическому износу. Также приходят в негодность подшипники, может разрушится и потерять форму сальник распредвала. Поломка распредвала может в последствии вывести из строя другие механизмы двигателя.

Причинами подобных проблем могут быть:

  • естественный износ распредвала;
  • низкое качество масла;
  • недостаточное давление масла;
  • недостаточный уровень масла;
  • нарушения температурных режимов работы двигателя (вне рабочего диапазона температур масло становится жидким и частично теряет свои свойства);
  • механические повреждения, например натяжной ролик и ремень распредвала имеют ограниченный срок эксплуатации, при разрыве ремня ГРМ двигатель и распредвалы могут получить значительный урон.

Диагностика и ремонт распредвала

Возможные проблемы с распредвалом выдает шум при его работе. Причиной шума может быть подшипник распредвала, требующий замены.

Если стучит распредвал, вероятней всего, выработка рабочих поверхностей привела к критичным люфтам. Обычно валы имеют допуски на размер выработки и искривления. В случае возникновения шумов необходимо выполнить замеры поверхностей распредвала. Стук распредвала — повод срочно обратится в сервисный центр.

Падение давления масла в двигателе также может указывать на износ распредвала.


Замер диаметра шеек распредвала микрометром

Если появилась ошибка ЭБУ о нарушении сигнала дпрв (датчик положения распредвала), то необходимо проверить сам датчик. Со временем датчики могут выходить из строя, либо проблема только в контактах, загорается «чек». Замена датчика распредвала точно решит проблему, ошибка должна погаснуть.

Как проверить распредвал? Самый надежный способ — снять распредвалы. Если они имеют явные, ощутимые задиры и полосы, необходимо восстановление либо замена. Для определения точных значений выработки потребуются микрометры различных модификаций. В случае, если ремонт неизбежен, необходимо выполнить полноценную диагностику головки блока цилиндров и всех узлов ГРМ.


Выработка на шейке распредвала

Как восстановить распредвалы? Распредвалы, имеющие допустимые размеры выработки и кривизны, подлежат восстановлению. В случае относительно небольшого износа вал лишь немного корректируют шлифовкой. При более значительном износе на поверхности наносится гальваническое напыление хрома или железа. Когда требуется значительное восстановление, выполняется наплавка металла с помощью газовой либо электродуговой сварки. После выполняется точная подгонка поверхностей контакта. Постель распредвала (место, куда устанавливается распределительный вал) протачивается на специальном станке либо вручную с помощью «разверток». Все элементы тщательно шлифуются, доводятся до номинальных размеров. Подобные процедуры требуют серьезных знаний технологии процесса и наличия специального оборудования.


Различные развертки для посадочных мест шеек и подшипников распредвалов


Наплавленные кулачки распредвалов перед шлифовкой

Замена распредвала

Как установить новый распредвал самому? Замена распредвала — сложная процедура, но, если вы обладаете необходимыми знаниями и навыками, такую операцию можно выполнить и в условиях домашней мастерской. До начала работ тщательно изучите узлы и механизмы двигателя, и узнайте, как снять его элементы.

Заменить распределительный вал можно двумя способами: снимая или не снимая головку блока цилиндров. Если решитесь «снять голову», учитывайте необходимость покупки новой прокладки.


Головка блока цилиндров ВАЗ 2106 1 — головка цилиндров; 2 — распределительный вал; 3 — задний корпус подшипников распределительного вала; 4 — прокладка; 5 — крышка головки цилиндров; 6 — передний корпус подшипников распределительного вала; 7 — сальник распредвала

Первые признаки неисправностей

При техосмотре проверяем выше перечисленные детали, если двигатель стал работать со сбоями.

На ВАЗ 2109 инжектор и на моделях с карбюратом проблемы будут иметь схожий характер: распредвал стучит. Стук может раздаваться в момент запуска двигателя на холодную, а потом прекращаться, либо не прекращаться вовсе. Вот что может стать причиной такого явления:

  1. Возник осевой люфт распредвала, из-за чего тот бьется внутри механизма.
  2. Износ кулачков либо подшипников.
  3. Дефекты постели распредвала.
  4. Неисправность системы подачи топлива, что приводит к детонации и стуку. Из-за этого будут плавать обороты на ходу машины.
  5. Наличие повреждений у детали: погнута шейка, лопнула опора, износ сальника. Если проблема в сальнике, может возникнуть течь масла. Датчик уровня масла будет показывать постоянное убывание жидкости.
  6. Использование некачественной технической жидкости. Обычно замена масла помогает решить проблему.

По характеру стука довольно трудно определить, откуда он исходит. Если стук не прекращается после прогревания двигателя, это последняя возможность обнаружить поломку и вовремя ее устранить. Если самостоятельно не решаетесь разобрать узел, отвезите автомобиль в мастерскую, там вам смогут поменять все неисправные детали узла за несколько часов.

Продольный люфт распредвала ВАЗ 2109

Фотографии присланы Кириллом Р. (г. Курск). Цитирую письмо от 18 апреля 2010 г:

Возникла сл. проблема у моего друга на его зубиле 21081. После притирки клапанов на одном кулачке появилась дикая выработка (возможно и до притирки на нем уже было выкрашивание, я не видел). Посмотрел – похоже, что кулачек бьется о толкатель, перед тем, как перейти на плоскость регулировочной шайбы (хотя опять же я не уверен, возможно было выкрашивание до этого при отсутствии теплового зазора, а дальше уже пошла наклепка; дело в том, что мастер, который делал другу капремонт, не поставил датчик давления масла и машинка проехала без надлежащего смазывания по причине дохлого масляного насоса порядка 50 км, может меньше). Я так понимаю, причиной этому могла стать просадка этого клапана. остальные кулачки в порядке. Понятное дело, что распред под замену, но что можно в этом случае предпринять?! возможно ли к примеру на токарнике подточить краешек толкателя, или это вообще не в нем дело? а может если это невозможно, то заказать что-то из вашего арсенала.. (фотки этого ужаса я прикладываю архивом к письму.) (. )

Публикую присланные Кириллом фотографии:

Хорошо видно, что под проблемным кулачком стоит очень тонкая шайба, края толкателя либо вровень, либо выше, чем сама шайба. Толщина шайбы, наверняка, порядка 2,90-3,00 мм. Поскольку головка прошла через ремонт, скорее всего, получилось следующее – мастер заменил направляющие втулки клапанов, прозенковал сёдла, вследствие чего клапана поднялись к распредвалу, толщина шайб уменьшилась. Некоторые “мастера” подрезают торцы клапанов, что-бы увеличить толщину шайб, но мы так делать категорически не рекомендуем. В данном случае нужно было заменить проблемные сёдла на новые, что-бы толщина шайб уложилась в диапазон 3,50-4,50 мм. Тогда шайба была бы выше толкателя. В данном случае кулачок действительно “шкрябает” о край толкателя, вследствие чего идет огранка и интенсивная выработка. Конечно же, так ездить нельзя. Распредвал уже непригоден.

Варианты ремонта следующие:

1) Заменить седло на новое, поставить новый 2108 распредвал. 2) Поставить тюнинговый распредвал с уменьшенной базой кулачков, заменить клапана на новые (если торцы подрезаны при ремонте) и подпятниками вывести толщину шайб в диапазон 3,50-4,50 мм, проконтролировав, что-бы все шайбы были выше кромок толкателей. В этом случае замена седла не требуется.

Добавлено от 20 апреля 2010 г.:

Пришло новое письмо от Кирилла с фотографиями. Цитирую письмо от 20 апреля 2010 г:

Ужасы продолжаются – сняли распредвал – . ну это мягко сказать. мат летел в районе квартала. фотки прилагаются. Один клапан – какой-то странный фаски нет и утоплен он как-то меньше других в тарелку, но это не на том кулачке, который я присылал. На всех остальных кулачках есть явные следы выкрашивания, но торцы клапанов выглядят вменяемо. (. ) Посмотрите на этот кошмар, и возможно ли что-то сделать или головешку однозначно на выброс? Остальные площадки опорные распреда – живы и никакой выработки нет. Возможно ли это из-за пробега при отсутствии(или недостаточном) давления масла? Еще раз повторюсь – не поставили клему датчика давления масла – проехал друг с дохлым маслонасосом где-то 30-50 км, не перегружая двигло, ибо обкатка.

Вследствие масляного голодания произошел задир постели в ГБЦ. Явно видно наволакивание алюминия на ответной части подшипника в крышке ГБЦ. Отверстие маслоподачи полностью перекрыто. Необходим сложный ремонт постели распредвала – напыление или наплавка поврежденных участков и расточка постели на горизонтально-расточном станке. Иначе – головка под замену.

Статья написана: 19 апреля 2010 г. Обновление: 20 апреля 2010 г. Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.

Как добраться до распределительного вала?

Чтобы добраться до распредвала ВАЗ 2109, понадобится демонтировать несколько деталей. Вооружитесь следующими инструментами:

  • шестигранник;
  • гаечный ключ на 13 или аналог с накидной головкой;
  • сменная головка на 10;
  • рукоятка трещотки.

Для начала работ обесточьте свою «девятку», отключив АКБ. Затем нужно поставить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки.

Теперь демонтируем устройства, которые помешают проводить работу, в следующем порядке:

  1. Воздушный фильтр.
  2. Бензонасос.
  3. Трамблер.
  4. Займемся шестеренкой. Скиньте с нее ремень ГРМ и оцените ее состояние. Установка разрезной шестерни понадобится, только если старая имеет визуальные дефекты: сколы, повреждения, деформации. Если все в порядке, просто снимите ее, открутив крепление. Не забудьте забрать шпонку, не потеряйте ее.
  5. Демонтируйте корпус привода, на котором размещается трамблер.
  6. Теперь путь к корпусу распределительного вала свободен.
  7. Снимайте все крепления корпуса, их всего 10 штук.
  8. Далее вытаскивайте шпильки крепления. Когда все шпильки были извлечены, можно снять корпус.
  9. А вот и распределительный вал. Теперь его можно извлечь из постели и осмотреть.

Замена распредвала ВАЗ 2109 потребуется, если он погнут, либо кулачки повреждены. Новый обойдется примерно в 1000 рублей. Установка распредвала производится в обратной последовательности. Соблюдайте порядок затяжки болтов на корпусе, чтобы часть узла была собрана нормально и все детали заняли свое положение. Более конкретную информацию о том, как нужно выполнить затягивание, можно найти в руководстве пользователя к автомобилю.


Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: