Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110


Десятое семейство тольяттинского автогиганта оснащалось инжекторными моторами. Первые выпуски машин с 8-клапанными головками, а последующие с 16-клапанными. И те, и другие моторы оборудовались электронными блоками управления (далее ЭБУ). Главный контроллер собирает показания с нескольких датчиков и настраивает сбалансированную работу двигателя (далее ДВС). Датчик температуры на ВАЗ 2110 также отвечает за взаимодействие с ЭБУ, и в случае его неисправности загорается сигнал «Check Engine», что в переводе с английского звучит, как «Проверьте двигатель». Далее расскажем, где стоит температурный датчик на ВАЗ 2110, как его проверить и поменять.

Внимание! На инжекторных «десятках» стоит 2 датчика охлаждающей жидкости. Один для стрелки на приборной панели, а второй для обмена данными с ЭБУ и включением вентилятора радиатора. Он называется ДТОЖ. Именно ему посвящена статья.

Принцип работы

Механизм действия датчика температуры на семействе ВАЗ 2110–2112 основан на изменении параметров сопротивления в зависимости от окружающего режима t°C. По сути, перед нами электронный резистор с негативным коэффициентом температур. То есть, чем ниже t°C, тем выше сопротивление прибора, и наоборот.

Таблица 1. Рабочие температуры и параметры ДТОЖ

Температура, t°C Сопротивление, Ом
100 177
40 1459
25 2796
0 9420
−20 28680
−40 100700

Представленные величины можно использовать для проверки датчика тестером. Об этом чуть ниже.

Какую функцию выполняет ДТОЖ в системе ЭБУ

На инжекторных машинах нет заслонки (подсоса). Теперь топливо обогащает или обедняет блок управления, используя величины t°C, поступающие с ДТОЖ. Кроме этого, главный контролер следит за рабочей температурой двигателя и даёт команду на включение вентилятора в случае его перегрева.

Установка датчика уровня омывайки своими руками

Итак, задумался я по поводу установки датчика уровня омывайки, которого в моём авто не было, хоть и автомобиль японский и современный. Данный вопрос всегда актуальным, т.к. полезно знать, когда омывайка на исходе. Подумал немного походил по магазинам, подобрал всё и началось… Задумано – сделано!!!

Для реализации данного девайса Вам понадобится датчик уровня омывайки от ВАЗ 2110 (самый длинный) с разъемом,


бачек омывателя от ВАЗ 2109,


а так же инструмент, саморезы, силиконовый герметик, метра 3 провода 1.5 метра тонкой гофры, изолента и т.д… Итак, перед работами желательно опустошить бачек от его содержимого. Снимаем бампер, откручиваем 3 болта крепления бачка омывателя (тока не надо спрашивать, как это сделать! идем в ФАК, качаем руководство от Третьего Рима и изучаем) и не пытаемся снять трубочку с насоса – есть риск отломить выходной штуцер у насоса!!! Отрезаем ее прям у насоса, срезаем отрезанный кусочек ножом, а при установке обратно греем зажигалкой трубочку и прекрасно одеваем ее на насос. Далее берем ВАЗовский бачек, размечаем маркером круг возле горловины, как показано на рисунке,


и бор машинкой вырезаем по разметке. После выпиливания обратная сторона горловины оказалась не такая уж и ровная, поэтому ее пришлось подровнять…


Подровняли – берем бачек омывателя, размечаем по фото и высверливаем в центре квадрата отверстие коронкой диаметром 32мм.


В отрезанной горловине симметрично размечаем и высверливаем 6 отверстий диаметром 4.5 – 5мм по кругу под саморезы и обезжириваем бачек и горловину перед нанесением силикона.


Наносим силикон слоем средней толщины на горловину


и размазываем его по всей плоскости.


В итоге слой должен получиться примерно 2 мм. Далее прислоняем горловину к бачку СЛЕГКА!!! нажав на нее. При этом СИЛИКОН НЕ ДОЛЖЕН ПОЛНОСТЬЮ ВЫДАВИТЬСЯ из под горловины!!! Ваша

задача не приклеить на силикон горловину, а прижав горловину к бачку, оставить примерно миллиметровый слой силикона между бачком и горловиной сформировав тем самым своего рода прокладку. Если требуется – проходим силиконом шов по кругу


и откладываем бачек в теплое место, чтоб силикон сох. Берем разъем, наращиваем один провод небольшим куском провода, крепим на него клеммку под болт М6 и прикручивам на массу под один из болтов за правой фарой.


Второй провод наращиваем, одеваем на него гофру и тянем в салон через резинку под блоком ABS притягивая его к штатному жгуту стяжками.


Данный провод ведем к приборке и паяем на него миниатюрный разъёмчик. Снимаем приборку и защитную плату сзади. Далее начинается самое интересное… Если у вас 2.0 или по иным причинам черная приборка, то в ней уже есть окошко с символом, которое можно нужно использовать под датчик. Если же у вас белая приборка (1.6), то там дела обстоят сложнее… Данный вопрос мы пока опустим и вернемся к нему позже… На плате приборки есть штатные места под лампочки. Будем использовать следующие


Для 1.6 плюс на лампочке при включении зажигания уже есть (показан на фото выше) и надо вывеси из приборки тока минус, который будет приходить с датчика. Для 2.0 необходимо сделать перемычки как на фото


Далее необходима лампочка… Побродив по Кунцевскому рынку в одном месте тока нашли лампочки с патрончиком в приборку по цене 100 руб за штучку. Я конечно все понимаю, но с такой ценой продавцы были в мягкой форме посланы и было решено в приборку на место лампы паять светодиод за 5 руб (в 1.6 – любой по желанию, в 2.0 – зеленый и никак иначе! запаяете другой – все равно будете переделывать на зеленый или его не будет видно ).


На провод выходящий из приборки тоже паяем ответную часть миниатюрного разъёма, чтоб ее потом можно было без геморроя снять.


После данных действий накинув разъемы на приборку и подсоединив разъём датчика включаем зажигание и проверяем… При замыкании клемм на разъёме датчика лампа должна загораться. На приборке 2.0 это выглядит вот так


С белой приборкой 1.6 придется повозиться по больше… Дело в том, что на ее шкале нет такого символа, как на 2.0 и его придется делать самим! Для этого снимаем стекло приборки, снимаем шкалу, вооружаемся тонким карандашом, эластичным ластиком и лезвием от канцелярского ножа. Рисуем на шкале, в зависимости от используемой лампы, символ


и начинаем процарапывать краску… С обратной стороны тоже будет необходимо лезвием счистить черную краску под символом для того, чтоб он просвечивался. Получиться должно примерно вот так

Сделали? Собираем приборку, ставим на место и беремся за бачок. К этому времени силикон должен уже подсохнуть. Берем саморезы (L=10мм) с большой шляпкой и, не сильно придавливая, прикручиваем горловину к бачку.


Закручиваем на место датчик,


ставим бачок на место, одеваем трубку(ки) на насос(ы) и набив густой смазки в разъём, чтоб не окислялся, втыкаем в датчик.


Включаем зажигание – лампа должна гореть. Наливаем бачок водой/”не водой”… лампа должна погаснуть примерно на таком уровне.


У нас она погасла, когда в бачок влили ровно 1 литр воды, что соответствует чуть меньше четверти бачка. На мой взгляд вполне нормально…

Причины и признаки неисправности

Мастера сервисных мастерских говорят, что в 90 % случаев поломка датчика температуры на ВАЗ и других марках автомобилей происходит по естественным причинам. Чаще всего, возникает обрыв внутренних контактов резистора. Как следствие, ДТОЖ отправляет на ЭБУ некорректные параметры, например, пусковую t° двигателя в пределах 0 °С. Блок управления считает мотор холодным и даёт команду другому датчику — ДМРВ убавить подачу воздуха, то есть, обогатить смесь. Поэтому прогретый мотор начинает работать странно, «взахлёб» с провалами. Вот ещё 3 наиболее частые причины некорректной работы ДТОЖ:

  1. Нарушена герметичность корпуса датчика.
  2. Произошёл обрыв электропроводов.
  3. Слетела колодка электропитания.

В перечисленных случаях ЭБУ не видит в системе ДТОЖ, поэтому привлекает внимание водителя сигналом «Check Engine» на приборной панели. При этом работа автомобиля становится необычной:

  • двигатель запускается с трудом и норовит заглохнуть;
  • обороты плавают даже на прогретом моторе;
  • чувствуется сильная детонация;
  • пропадает былая мощность.

Кроме этого увеличивается расход топлива, а из выхлопной трубы идёт тёмный дым. Необходимо сделать диагностику. Для этого можно отправиться в автосервис, или установить на смартфон специальное приложение и купить адаптер Bluetooth.

Зачем нужен ДТОЖ

Следует отметить, что датчик и указатель температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110 работают совместно. Некоторые путаются, считая датчик и указатель одним и тем же устройством.

Крафт

ДТОЖ — это полупроводниковый резистор, который имеет отрицательный температурный коэффициент. Его монтируют в системе охлаждения мотора непосредственно на корпус термостата. Показатель сопротивления напрямую зависит от текущей температуры. Если температура высокая, сопротивление низкое, или же наоборот.

Сигнал от ДТОЖ поступает на электронный блок управления, а уже ЭБУ, в свою очередь, корректирует подачу топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Если двигатель еще не успел нагреться до оптимальной температуры, топливовоздушная смесь поставляется более обогащенной.

При неисправности датчика на ЭБУ идут некорректные показатели температуры, из-за чего двигатель перестает нормально функционировать, часто перегревается. Потому если вы столкнулись с поломкой ДТОЖ, обязательно в самое ближайшее время замените его.

Где стоит ДТОЖ

Все переднеприводные автомобили ВАЗ получили поперечную установку ДВС. Если посмотреть вниз, между головкой блока и корпусом воздушного фильтра, то можно увидеть место расположения ДТОЖ. Он встроен в патрубок фланца охлаждающей жидкости и смотрит по ходу движения, то есть в сторону радиатора. К нему подходит колодка с двумя проводами. (Чуть ниже, непосредственно в блоке, стоит ещё один датчик температуры ОЖ. Благодаря ему мы видим уровень t°C на приборной панели. К устройству подходит 1 бело-зелёный провод).

Где находится ДТОЖ

Какой датчик выбрать

Независимые эксперты автомобильной индустрии и специалисты сервисных мастерских придерживаются во мнении, что покупать лучше оригинальные запчасти или брендовые аналоги. Последние подбираются по кодам в специальных программах совмещения. У датчика температуры охлаждающей жидкости, семейства ВАЗ 2110–2112, заводской номер 21120–3851010–00. Иногда на окончании вместо 00, можно увидеть: 01, 02, 03. Это говорит о том, что прибор сделан на одном из смежных предприятий АвтоВАЗа.

Таблица 2. Цена оригинального ДТОЖ и его зарубежных аналогов

Производитель Номер Сумма, руб.
GM АвтоВАЗ 21120–3851010–00 250
АвтоВАЗ 21120–3851010–82 165
Magneti marelli 1719 16011 150 355
Hella 6PT 009 107–271 735
Eps 1.830.098 1080

Источники: autopiter.ru, exist.ru.

Интересный факт. Некоторые владельцы покупают на свои «десятки» исключительно иностранные запчасти. Те же амортизаторы, стойки, пружины, ремни ГРМ, электрооборудование и другие детали «оттуда» — служат гораздо дольше.

Замена датчика


Ваз 2110 датчик уровня охлаждающей жидкости

Стоит отметить, что в процессе производства данного автомобиля, его изготовление не отличалось надежностью, а данный элемент конструкции мог сломаться в любой момент. Немало проблем возникает с заменой данного оборудования. Следует четко выполнять действия, чтобы автомобиль продолжил радовать на протяжении еще нескольких лет.

Демонтаж старого прибора


Ваз 21102 датчик охлаждающей жидкости

Первым делом для замены датчика охлаждающей жидкости в автомобиле ваз 2110, необходимо совершить процедуру изъятия старого, испорченного прибора. Для этой цели понадобится:

  • Перед демонтажем датчика, следует позаботиться о его пустоте. Для этого сливаем остаток охладительной жидкости в особый резервуар.
  • Чтобы не возникло лишних проблем, следует демонтировать воздушный фильтр.
  • Доступ к датчику открыт. Необходимо самым аккуратным способом снять защиту – чехол из резины.

Примечание. Чтобы не возникло проблем с монтажом нового устройства, следует обратить внимание на расположение маркировочных знаков на корпусе изделия. Они понадобятся для установки нового устройства.

  • Последним шагом станет простое снятие датчика. Лучше всего использовать гаечный ключ с цифрой «21».

Слив ОЖ – процесс особый

Проблема может возникнуть со сливом охлаждающей жидкости. В автомобилях ваз 2110 этот процесс весьма специфичен и требует некоторых навыков:

  • Первым делом сливается жидкость из радиатора охлаждения.
  • Второй этап подразумевает слив жидкости с двигателя.

Чтобы слить жидкость с радиатора, необходимо:

  • Двигатель имеет собственную защиту. Она закреплена четырьмя креплениями. Их необходимо удалить, используя гаечный ключ.
  • Прежде чем сливать жидкость, необходимо ее растопить. В салоне автомобиля имеется печка. Регулятор подачи тепла устанавливается в самую горячую позицию (справа от водителя). Открывается кран на устройстве.

Примечание. Следующий этап остается спорным. Некоторые утверждают, что необходимо снять крышку расширительного бачка, так как в открытом положении существует вероятность чрезмерных брызг при сливе антифриза. Другие полагают, что можно оставить крышку в закрытом положении.

  • Под радиатором устанавливается резервуар для сбора жидкости.
  • На самом радиаторе имеется особая крышка, которая исполняет роль пробки. Она используется для того, чтобы удержать жидкость внутри. Ее следует откручивать постепенно и медленно. В противном случае можно залить жидкостью генератор.
  • После процедуры необходимо выждать 10-ть минут.

Ваз 21102 датчик температуры охлаждающей жидкости

После успешного слива охладительной жидкости из радиатора, следует сливать жидкость с двигателя. Здесь используется не менее особый подход:

  • Берем пустую тару больших объемов, и устанавливаем его под двигателем.
  • Пробка слива жидкости располагается под модулем зажигания. Его можно демонтировать. Откручиваем пробку.


Слив жидкости с двигателя

  • После выжидания 10-ти минут, пробка устанавливается на прежнее место. Этот этап можно упустить, так как он предназначен для сохранения от потери деталей.
  • Обязательно, после слива жидкости, необходимо чистой тряпкой очистить поверхности сливных отверстий.

Демонтаж модуля


Модуль зажигания ваз 2110

Чтобы демонтировать модуль зажигания, для большего удобства слива охлаждающей жидкости из двигателя, следует выполнить несколько нехитрых движений:

  • На аккумуляторе имеется клемма с показателем «минус». Ее необходимо извлечь. Идеально подходит гаечный ключ с цифрой «10».
  • Двигатель ваз 2110 имеет особую декоративную накладку. Ее следует извлечь. Крышка для залива масла откручивается, а пластиковая накладка изымается. Этот процесс актуален для двигателей 1,6. В двигателях 1,5 – она отсутствует.
  • Далее извлекается система проводом.
  • С модуля зажигания извлекаются провода с высоким напряжением.
  • Крепления картера двигателя откручиваются гаечным ключом с цифрой «13».
  • Гаечным ключом с цифрой «17» ослабляются крепления модуля.
  • Модуль аккуратно изымается из автомобиля.
  • Остается открутить отверткой модуль от крепления.

Для установки модуля зажигания на прежнее место, после слива охладительной жидкости, необходимо:

  • Подключить провода высокого напряжения к модулю по схеме. Она указана на самом модуле.
  • Зачищаются провода и клеммы, для наилучшей передачи заряда.
  • Установка осуществляется в том же порядке, что и демонтаж, только начинать следует с самого конца. Монтируется модуль, зажимаются крепления ключом «17», далее ключом «13» и т.д.
  • Присоединяется клемма аккумулятора. Производится тестовый запуск двигателя.

Установка датчика на место

После того, как датчик охладительной жидкости снят, необходимо произвести ремонт, чистку или замену устройства. По окончанию замены датчика, его следует установить на прежнее место. Данный процесс ничем не отличается от способа демонтажа, только действия следует исполнять в противоположном порядке.

Примечание. Обязательно вспоминается о маркировке датчика. Если есть желание улучшить работу нового датчика, следует нанести на место крепления особый герметик. Он поможет снизить воздействие тепла на двигатель.

После нанесения герметика и установки датчика на должное место, следует проделать процесс залива охладительной жидкости в его резервуар. После закрытия крышки на заполненном жидкостью датчике, делается пробный запуск двигателя автомобиля.

Примечание. Следует внимательно изучить датчик, его соединения, крепления и прочие части. Может возникнуть течь, и жидкость будет бесследно исчезать, доставляя много забот водителю.

Как проверить

В истории много случаев, когда собственник ставит новую запчасть, а она не работает. Поэтому, после покупки датчика температуры рекомендуется измерить сопротивление перед установкой на тот же ВАЗ или другой автомобиль. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Переводим его в омметр. При комнатной температуре (+23 °C, +25 °C), показания должны быть в районе 2780 Ом (как в таблице №1). Если опустить ДТОЖ в стакан с кипяток (+100 °C), немного подержать и снять показания, на экране тестера должен появится результат в границах 175–180 Ом. Значит покупка в исправном состоянии. Можно устанавливать на машину.

проверка мультиметром

Замена

Перед ремонтом необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий. Во-первых, для машины следует выбрать ровную площадку. Можно в гараже, можно на открытом воздухе. Во-вторых, приготовьте инструмент: рожковые и накидные ключи (19 мм, 13 мм, 10 мм, 8 мм). А ещё понадобится ёмкий медицинский шприц 100–250 мл, к нему трубка от капельницы 15–20 см и банка 0.5–1 л (чтобы не сливать тосол/антифриз). Последовательность действий такая:

  1. Ждём, пока мотор полностью остынет.
  2. Шприцем откачиваем из расширительно бачка ОЖ (100–200 мл.).
  3. Откручиваем минусовую клемму АКБ (ключ 10–13 мм).
  4. Отвинчиваем крепёж корпуса воздушного фильтра (ключ 8 мм).

    Отвинчиваем крепёж корпуса воздушного фильтра

  5. Бережно откидываем «кастрюлю» вправо.
  6. Отсоединяем колодку питания от ДТОЖ.
  7. Отворачиваем датчик (ключ 19 мм).
  8. Очищаем привалочную площадку от грязи.
  9. Вкручиваем новый ДТОЖ.

    Вкручиваем новый ДТОЖ

Сборку необходимо провести в обратной хронологии. Герметиком пользоваться не надо, так как медное уплотнительное кольцо прекрасно обжимается и герметизирует соединение. Запускаем двигатель. Проверяем его работу и осматриваем ремонтную зону на предмет утечки тосола. На всё мероприятие 15–20 минут.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: